В январе 2015 года Краснодарская региональная общественная организация инвалидов «Краснодарское краевое диабетическое общество» обратилась в прокуратуру г. Армавира Краснодарского края с заявлением о нарушении прав ребенка-инвалида Сайпулаева Эмина, 2003 года рождения, болеющего инсулинзависимым сахарным диабетом, на государственную социальную поддержку, в частности на недостаточное обеспечение тест-полосками к глюкометру в 2013 и 2014 годах. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии со ст.6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 09.11.2012 года № 750н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете», вступившим в законную силу в 2013 году, установлено, что обеспеченность детей тест-полосками должна составлять 1 460 штук в год.
Для контроля глюкозы в крови ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. был обеспечен тест полосками в 2013 году в количестве 450 штук, в 2014 году в количестве 850 штук. Кроме того, ребенок находился в стационаре ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» в 2013 году 9 койко-дней и в 2014 году - 8 койко-дней, в указанное время был обеспечен тест-полосками в достаточном количестве. Вместе с тем в соответствии со стандартами первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете Сайпулаев Э.Т. должен был получить в 2013 году 1095 тест-полосок ( 1 полугодие - 365 штук + 2 полугодие - 730 штук), в 2014 году -1460 тест-полосок. Таким образом ребенок-инвалид Сайпулаев Э.Т. недополучил в 2013 году 609 тест-полосок, в 2015 году- 578 тест-полосок, а всего 1187 тест-полосок, в результате чего нарушено право ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. на охрану здоровья .
Полномочиями по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, т.е. Министерство здравоохранения Краснодарского края, самостоятельно закупая лекарственные препараты, средства самоконтроля и диагностические средства для больных сахарным диабетом. Соответственно ответственность за выполнением указанного полномочия лежит на Министерстве здравоохранения Краснодарского края. Причиной ненадлежащего обеспечения изделиями медицинского назначения явилось недостаточное финансирование.
В феврале 2015 года прокурор г. Армавира обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Сайпулаева Э.Т. с требованием обеспечить ребенка-инвалида не выданными в 2013 и 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1187 штук.
Представители министерства здравоохранения Краснодарского края против удовлетворения иска категорически возражали, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 23.04.2015 года в удовлетворении искового заявления прокурора г. Армавира в интересах несовершеннолетнего Сайпулаева Э.Т. к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обеспечении ребенка-инвалида Сайпулаева Эмина тест-полосками для контроля глюкозы в крови отказано. Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд сослался на то, что заявка муниципального образования город Армавир на тест-полоски в 2013 и 2014 году была выполнена полностью.
Но на этом история не закончилась, и у неё есть положительный конец.
Прокурор г. Армавира, отстаивая права несовершеннолетнего ребенка-инвалида Эмина Сайпулаева, обратился с апелляционным представлением на решение Первомайского районного суда г. Краснодара в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда. В сентябре 2015 года состоялось заседание судебной коллегии.
В ходе заседания судебной коллегии по гражданским делам было установлено, что г. Армавир был обеспечен Министерством здравоохранения Краснодарского края тест-полосками для контроля глюкозы в крови детям- инвалидам: в 2013 году в количестве 17500 штук на 33 детей, что в среднем составляет 1,45 полоски в день на одного ребенка, в 2014 году в количестве 32500 штук на 36 детей, что в среднем составляет 2,5 полоски в день на одного ребенка. Указанного количества было недостаточно, заявка же в большем размере Министерством здравоохранения не утверждалась, ограничивалась нормативом финансовых затрат в месяц на одного гражданина.
Право ребенка-инвалида на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
После изучения всех материалов дела судебная коллегия посчитала необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований прокурора г. Армавира в полном объеме. Определение суда апелляционной инстанции вступило в законную силу.
В настоящее время дети-инвалиды, страдающие инсулинозависимым сахарным диабетом и проживающие в г. Армавире, обеспечиваются тест-полосками для контроля уровня глюкозы в крови в достаточном количестве из расчета 4 тест-полоски в день на 1 ребенка.
Источник: Прокуратура г. Армавира, собственная информация.